12.06Подводная охота и Щука-Царица: морда шириной с ведро, сама с бревно
Мечта каждого рыболова, каждого подводного охотника - добыть рыбу, не просто большую, а огромную, царицу! Мечта превращается в цель, и этой цели подчинены дни и ночи упорного охотника. К встрече с рыбой своей мечты готовятся заранее. Чем же может кончиться эта встреча "лоб в лоб"? Охотник охотится на охотника... Как повезет - либо удачей подводного охотника, либо удачей большой щуки.
Рыбалка - это моя жизнь. Наверное, меня жена отправляет на рыбалку в понедельник, жаль не совпали наши интересы в увлечении, которое переросло в образ жизни (предупреждение - ничего хорошего). У соседа в деревне дочка, смотришь, зимой ящик на плечо, бур, летом удочка, одна на веслах обойдет полозера в поисках красноперки, и всегда она с уловом.
Подумаешь иной раз, что повезло кому-то, с другой стороны, видимо в природе существует единство противоборства, раз такая судьба у нас - рыбарей. Возможно, согревает то, что ни один такой "помешанный", где-то "брат" подводник охотится в ночи, все не один.
Моя встреча в 1996 г. с царицей-щукой не давала покоя, увлечение подводной охотой сыграло свою роль, я начал разрабатывать планы в этом направлении. На мысль поохотиться на подсадного живца толкнуло то, что часто в сетях рыбаков попадалась рыба, резанная щукой, а щуки в сети не было - атакует и уходит. Выбор пал на подлещика до 1кг - после проверок на живучесть, подлещик дольше всех продержался. К тому же он имел площадь тела большую, что позволяло надеяться на хорошие акустические колебания.
Вначале для пробы я раскидал на отмели несколько заякоренных кружков с подлещиком. Несколько дней прошло безрезультатно, затем одного кто-то сорвал и оттащил кружок. Когда достал следующего порезанного живца, радость теплой волной прошла по телу - значит где-то близко Царица, и она на охоте. Все это делалось мимоходом, помимо других рыбацких дел, ну, а когда пора, как-то сразу понял - сегодня. Все в сторону, поднимаю из сетей подлещиков, раскидываю кружки, казанку на якорь, одеваю сухой "Садко" и в засаду на подсадного.
Заякорился на трех метрах видимости по волне и ждал. Часы, проведенные на плаву в неподвижности, не забываемы, жили только мои глаза, наблюдая за подводным миром. Вот стая красноперки по 200-500 г прошла сквозь траву, около метра от меня. Вот три подлещика по 500-800 г кормятся - наклон, рот трубкой, подъем, провожаю их спокойно, без выстрела. Для засады я выбрал проталину в траве, а сам скрылся в зарослях, казалось ничто не мешало обитателям подводного мира чувствовать себя в безопасности, хотя ближе одного метра к моему подлещику никто из мирных рыб не приближается.
Вдруг замечаю, стайка окуней 100-150 г резво двигается и рассыпается, через минуту опять стайка окуней быстро двигается и вновь рассыпалась. Впечатление, что их преследуют, на пределе видимость, что-то темное прошло боком, подлещик мой задергался, затаив дыхание, наблюдаю, вроде и время остановилось, но прошла минута, живец успокоился. Понимаю, сегодня охоты не будет, оставляю живцов до завтра. Сегодня я сожалею, что я не рыба, но может завтра, хотя бы в мыслях я смогу уйти в подводное безмолвие и стать своим, нащупать то общее "я", что связывает нас, меня - человека и рыбу.
Ночь прошла, как в лихорадке, рыбы, кругом одни рыбы. Утром я понял, что надо делать, на завтрак ничего, кроме стакана воды, и - на озеро. Зацепил свежего живца, и - в заводку. Мысли текли спокойно, есть время подумать о вечном, попробовал представить себя щукой на охоте. Захотелось поесть, мой живец задергался. Трудно описать то, что я почувствовал, - сейчас придет. Все мы вышли из воды и мой далекий предок сработал за меня на предупреждение об опасности, подсознание быстро отдало команды, и вот я уже насторожился, притаился - жду.
Взвод, вот оно, состояние сжатой пружины. "Надоело, спать хочу: нет, невозможно терпеть который день этот сладкий волнующий запах крови, эти судорожные крики о помощи - убей меня, помоги мне, - помогу в последний раз и уйду в бездну, спать навсегда, оставьте меня в покое, я уже стара - а-у-у". Подлещик звал, и царица пришла, казалось ничто ею не движет, но она приближалась, грудные плавники волной несли ее на последнюю охоту.
Охотник охотился на охотника, проверьте, попасть в огромную рыбу непросто, и велико было мое желание досмотреть первозданную картину. Момент атаки неуловим, непроизвольно стреляю, щука, схватив живца, выбрасывается на поверхность, лечу туда, пытаясь охватить руками, ружье вырывается из рук, гарпун пулей глубоко ушел в грунт. Подлещик, как осенний лист, плавно опускается на дно. Каждый получает по-своему - свое. Не один десяток лет возле воды, можно сказать, стал полуводным, не встречал погибшую крупную рыбу, достигшую своей рыбьей старости. Где она заканчивает свой путь - кто знает? Провидение пересекло наши пути на мгновение, что для меня память на всю жизнь, а что для неё, кто знает?
Есть у нас на озере подводный хребет, представляющий собой узкую, длинную отмель примерно 30 на 400 метров, поросшую рдестом, как известно, возле рдеста держится или заходит в него практически вся рыба. Где - то, начиная с конца июня, когда рдест образует настоящие заросли, выходят жировать на эту отмель глубинные щуки. В течение многих сезонов удавалось стрелять здесь действительно трофейных щук весом до 12 кг. Отмель настолько интересная, что всегда подсознательно ожидаешь встретить рыбу, соизмеримую с двадцатиметровыми глубинами, окружающими отмель.
Во время одной из подводных охот удалось мне застрелить двухкилограммовую щуку с порезами на боку. Отметив это, но, не заостряя внимания, продолжил охоту, вскоре увидел крупную щуку, со стороны хвоста и чуть сбоку, она двигалась в полводы через редкую траву. Сообразил, что вернее будет подойти на выстрел, ниже ее хода и с ускорением, превышающим ход щуки. Захожу понизу и чуть сбоку, поворачиваюсь на бок и стреляю под жабры, рывок ластами, прижать гарпун, выждать минуты рока ... она успокоится и на борт.
Уже в лодке, приложив пасть к порезам на боку двухкилограммовой, увидел несовпадение, а весу в ней было 11,5 кг., расстояние между порезами равнялось 21 см. Да вот, думаю, тебе и цель, всепоглощающая и недосягаемая. Прошел сезон, прошел следующий. Каждое очередное погружение сопровождалось молитвой и снисхождением. Подбрасывал я на это место и раненую крупную рыбу с целью удержать на месте монстра глубин. Где-то он был рядом, это чувствовалось по обитателям отмели, бывает, придешь на отмель, рыба относительно спокойная, бывает чуть увидел рыбу - тут же уходит, можно думать о разных факторах беспокойства, но я то знал и предписывал все тому, что передо мною поохотилась царица. Сразу даю справку - ошибочно мнение о том, что щука охотится из засады, это не всегда верно, есть такой показатель, щука начинает попадать в сети рыбаков, значит, она двигается, охотится. Некоторые спиннингисты, знающие это, спрашивают, попадает ли щука в сети, если да, то можно с уверенностью рыбачить на спиннинг.
День был солнечным, ветер перекатывал хорошую волну через отмель, видимость до цветения воды была 3 - 5 метров, рдест разросся, и можно было рассчитывать на хорошую охоту. Пришли мы с товарищем на отмель, я занырнул, зацепил якорь за корч, казанку сносило. Пошли: я налево по отмели, Саша направо.
Желтый песок, корчи и трава, солнечные блики в чистой воде, в это великолепие красиво вписывалась рыбная мелочь, стайки окуньков и плоточек. Я сразу отметил верный признак - есть рыбья мелочь, будет щука. Точно, уже слышу щелчок, под водой выстрел из подводного ружья, слышен именно как щелчок, Саша начал свой счет, я не отставал. Щука шла от 800 г. До 3-х кг., взяв очередную хорошую на кг 5-6, замечаю, что приобрел плавучесть ниже нейтральной, наверное, пробил большой - пузырь, она и оттягивает кукан вниз, стало неудобно держаться на воде, приходилось постоянно подрабатывать ластами, думаю, еще одну и на борт.
На нырке по низу травы стреляю щуку на 2 кг, лежа на поверхности, отстегнул иглу кукана, ружье разряжено, накатом волны меня сносит и стоп - кадр - внизу в траве вижу морду щуки шириной с ведро, туловище, с хорошее бревно, скрывалось в траве. Ласты в стороны - тормоз, щуку и иглу кукана не пристегивая, отбросил, смотрю на огромную морду и пытаюсь сдать назад, заряжая ружье не глядя. Знаю, что если лоб в лоб, то бывает щука начинает пятиться, и есть секунда для выстрела. "Что это, что за большая лягушка дергается там наверху, сожрать ее, что ли, лень - тяжело проворачивались мысли в разомлевшей от тепла и сытости голове царицы. Щелк - мгновение, завеса спала, понеслись картинки из молодости, такая же лягушка и ужасная боль - уйти, уйти в спасительную глубину..."
Мать - царица жила по своим законам, рванула с места, уложив рдест на дно в круге метра 2, ушла нестрелянная, не дав мгновение для выстрела одного единственного, которого ждешь годами. Уф, кажется, задышал, наверное, после рывка она остановится и станет настороже. Подплыл Саша, обменялись информацией на жестах, перекрестно прошли, участок отмели - нету, ушла. Вот такая у меня была встреча с матерью - царицей, навсегда в памяти эта морда - ведро. Только раз она мне еще показалась и опять ушла, но об этом в другой раз.
Коршунов Владимир